Альянс Помогающих Практик

Психологи и психотерапевты, психологическая помощь в Санкт-Петербурге.

Тел.: +7 (812) 971-27-97

Оформление частной психологической практики в качестве ИП – простые решения

Частная практика психолога – простые решения для подготовки документов и регистрации ИП, ведения бухгалтерии и сдачи отчетностиЗдесь вы найдете специально подготовленные нашим сообществом ответы на основные вопросы, касающиеся правовых и финансовых аспектов частной психологической практики, а также удобные инструменты для их решения. Они перечислены здесь примерно в той последовательности, в которой они возникают перед специалистом: что нужно для регистрации, как зарегистрироваться, как вести финансовый учет, как платить налоги?

Многих коллег, планирующих заняться частной практикой, эти вопросы пугают. Наш набор ответов и специально подготовленных для вас готовых решений развеет миф, что решение этих вопросов – бессмысленное и трудновыполнимое занятие.

В какой форме лучше всего официально оформить частную психологическую практику?

С 1 января 2020 года жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также ряда других регионов смогут оформить самозанятость.  Для тех, кто только начинает практику, этот способ может оказаться выгоднее и проще ИП, но есть и нюансы: режим самозанятости действует при доходе до 2,4 млн в год (не более 200 000 руб. в месяц). Также, осуществляя деятельность как самозанятый (в отличие от ИП) вы не сможете нанимать сотрудников (администратора, помощника), заниматься продажей (перепродажей) товаров, если вы не сделали их своими руками (например, нельзя продавать психологическую литературу), работать по агентским договорам (например, набор участников на мероприятия коллег за агентские выплаты), сдавать кабинет в аренду коллегам. Если вы занимаетесь или планируете официально заниматься другими видами деятельности, помимо консультаций, стоит задуматься об оформлении ИП.

Оформление практики как ИП с применением упрощенной системы налогообложения (УСН 6%, объект налогообложения – доходы), либо патентной системы налогооблажения для частнопрактикующего психолога является традиционным и широко распространенным способом, благодаря упрощенному порядку создания и ликвидации, несложной системе учета, отчетности, и главное – возможности распоряжаться заработанными средствами. 

Вы можете узнать при регистрации в своем отделении Налоговой службы о возможности работы в рамках патента (например, если вы заявляете в качестве услуг обучение новым моделям поведения). Стоимость патента на "Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству" для ИП в Санкт-Петербурге в 2017 году – 27 000 р./год.

ООО с одним учредителем без наемных работников

ИП без наемных работников

Общество с ограниченной ответственностью. Является юридическим лицом, в роли учредителя может выступать и один человек, который при этом может быть и физическим, и юридическим лицом.

Индивидуальный предприниматель

Оформление ООО от вас потребует определенных знаний или привлечения юристов для подготовки комплекта учредительных документов (устав, договор о создании, решение (протокол) о создании общества, заявление на регистрацию по форме 11001).

От учредителя ИП необходимо только заявление и паспорт (и личное присутствие).

ООО требует оформления договора постоянной аренды для регистрации юридического адреса, ООО не может быть зарегистрировано в жилом помещении по месту регистрации своего учредителя.

Индивидуальный предприниматель может быть зарегистрирован только по месту своего постоянного проживания, то есть по месту регистрации.

Учредитель ООО несет ответственность по своим обязательствам (например, по платежам и задолженностям) в пределах уставного капитала, за небольшими исключениями

ИП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом

ООО в случаях отсутствия деятельности, может остановить деятельность и не вносить выплат в Пенсионный Фонд.

ИП обязан вносить ежемесячные выплаты в Пенсионный Фонд, независимо от того, ведет он деятельность или нет.

Оказав услуги и получив за них деньги, ООО также платит с них 6% в бюджет, а  остальные деньги принадлежат ООО, т.е. вы как Учредитель (Участник) и как Генеральный директор не можете эти деньги тратить на личные нужды. Чтобы получить деньги на личные цели, вам нужно выплатить себе зарплату как Генеральному директору, при этом фонд оплаты труда облагается налогами, которые в совокупности достигают 48% от размера заработной платы, и их надо платить в бюджет и внебюджетные фонды. Выплатить себе деньги как Участнику (Учредителю) можно в виде дивидендов, не чаще, чем раз в квартал, уплатив налог на дивиденды в размере 9% от суммы выплаты.

Оказав услуги и получив за них деньги, ИП платит с них 6% в бюджет и отчисления в Пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Остальные деньги ИП может тратить по своему усмотрению, и на себя лично, и на членов своей семьи.

Официальный стаж, указанный в трудовой книжке и заверенный печатью.

ИП не может отразить свою деятельность в качестве специалиста в своей трудовой книжке. Если важно избежать потерю стажа, приходится дополнительно оформляться на работу (и держать трудовую) в какой-нибудь организации или учреждении по специальности.

Из минусов ИП стоит обратить внимание на потерю стажа, поскольку специалист не сможет отразить в своей трудовой книжке стаж работы в качестве ИП, но этого можно избежать, если совмещать частную практику в качестве ИП с работой по специальности на трудовом договоре. Другим, не минусом, скорее риском ИП, является то, что в случае поступления судебного иска от недовольного клиента с требованием финансовой компенсации, либо взыскания задолженностей по платежам, ИП отвечает всем своим имуществом, в отличие от ООО, ответственность которого фактически находится в пределах уставного капитала. Эти риски, как и риски, связанные с возможными перерывами в деятельности (сезонные и пр., вызвавшие временное прекращение обращений клиентов), в цивилизованной практике могут являться предметом страхования, но здесь мы не будем подробно останавливаться на страховых услугах для малого бизнеса и ИП.

Что нужно для получения статуса индивидуального предпринимателя (ИП)?

Как психологу официально оформить частную практикуОбязательным условием для получения статуса индивидуального предпринимателя является его государственная регистрация. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Порядок регистрации ИП регламентирован нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При оформлении ИП нужно указать виды деятельности, которыми вы планируете заниматься (коды ОКВЭД) – психологические услуги подпадают под следующие виды деятельности:
85.41.9 – образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки;
88.10 – предоставление соц. услуг без обеспечения проживания;
96.09 – предоставление прочих персональных услуг.
Одновременно с подачей заявления о регистрации ИП подается заявление на применение УСН или ПСН.

Если представленные документы оформлены правильно, государственная регистрация производится в течение пяти рабочих дней. Чтобы без ошибок за 10 минут подготовить нужные документы вы можете воспользоваться простым и удобным сервисом для оформления ИП, в котором вы найдете подробные инструкции по поводу того, что с этими документами необходимо сделать и куда следует обращаться.

После регистрации в налоговом органе, нужно пройти регистрацию в органах статистики, медицинском, социальном и пенсионном фондах, и подключить онлайн кассу для приема платежей. Все эти шаги подробно описаны на сайте Контур.Бухгалтерия.

Как оформить счет в банке для ИП и принимать платежи?

С недавнего времени для приема платежей от физических лиц ИП в обязательном порядке должны использовать кассовый аппарат. С момента законодательного оформления этого требования появились довольно удобные варианты, зачастую интегрированные с возможностью приема онлайн платежей (эквайринг), стоимостью порядка 15000 - 20000 руб. в год. Мы рекомендуем вам обратить внимание, например, на комплект от СКБ "Контур" и Яндекс-кассу.

Для открытия расчетного счета индивидуальному предпринимателю, занимающемуся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, нужно предоставить в выбранный им банк:

1. Документ, удостоверяющий личность;
2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
3. Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя;
4. Информационное письмо Росстата о постановке на учет и присвоении кодов статистики;

Непосредственно в банке заполняются:

1. Заявление на открытие счета по форме, установленной в данном банке;
2. Карточка с образцами подписей и оттиском печати. При отсутствии печати индивидуальным предпринимателем в произвольной форме представляется письмо с просьбой разрешить производить расчетно-кассовое обслуживание без печати (указываются предполагаемая дата изготовления печати и срок представления новой карточки).

Сейчас многие банки предлагают возможность оформить заявление об открытии счета прямо на сайте. Многие коллеги открывали счета в Сбербанке, банках "Точка" и "Модульбанк", нам по балансу технологической современности и стабильности нравится Альфа-банк (можем помочь с открытием счета в нем, если напишете запрос на e-mail alliance@appme.ru, указав свои ФИО, тел. и e-mail). 

Налоговые органы не интересует, на какие цели расходуются доходы, остающиеся в распоряжении индивидуального предпринимателя после налогообложения. Т.е. индивидуальный предприниматель, применяющий УСН (6%, доходы), может расходовать оставшийся после налогообложения единым налогом доход на нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе на личные нужды. Например, можно снимать деньги по чековой книжке, которую оформляет банк, где размещен ваш счет. В качестве основании снятия средств, в чековой книжке нужно указывать: "58 Собственные средства".

Какие формы учета должен заполнять ИП, какие отчеты и куда он должен сдавать? Какие налоги и отчисления должен осуществлять ИП?

Кассовые документы и бухгалтерский учет ИП вести не обязан.
Статья 346.24 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н.

Налог УСН ( 6 %) от дохода (выручки за услуги, поступившей к вам на счет, или в кассу. Займы доходом не являются. ИП на УСН оплачивали налоги в 2011 году поквартально:
за первый квартал – до 25 апреля
за второй квартал – до 25 июля
за третий квартал – до 25 октября
за четвертый квартал – до 30 апреля 2012 года.

Категории и суммы отчислений могут меняться от года к году, так в 2011 году индивидуальный предприниматель до 31 декабря обязан был сделать следующие отчисления (исходя из МРОТ 4330 руб. – на общую сумму 16159,56 руб.): 

  • страховая часть в пенсионный фонд (10392 руб.);
  • накопительная часть в пенсионный фонд (3117,6 руб.);
  • платеж в ФФОМС (1610,76 руб.);
  • платеж в ТФОМС (1039,2 руб.).

К 2015 году отчислений стало в два раза меньше, но общая их сумма из года в год понемногу увеличивается. Так в 2019 году она составляет 36238 руб.:

  • страховая часть пенсии (29354 руб.); 
  • медицинское страхование (6884 руб.).  

Отчисления во внебюджетные фонды нужно платить даже в том случае, если Вы не ведете деятельность. Можно платить авансовыми платежами один раз в квартал, что позволит сократить налог УСН 6 %.

как избавиться от горы бумаг и отчетов психологу, оформившему ИПОбщая отчетность для ИП на всех системах налогообложения
1.Сведения о среднесписочной численности (форма КНД-1110018) – представляется в налоговую инспекцию по месту регистрации ИП не позднее 20 января каждого года. Численность нужно указать 1 человек.
2.Персонифицированная отчетность (форма СЗВ-6-1). Срок подачи – до 1 марта года, следующего за отчетным. Сдается в Пенсионный фонд по месту регистрации ИП. Не забудьте при сдаче формы предъявить квитанции (платежные поручения) на уплату взносов – такое требование содержится в Федеральном законе т 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
3.Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование (форма РСВ-2) – срок подачи до 1 марта года, следующего за отчетным. Сдается в Пенсионный фонд по месту регистрации ИП.
4.Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (форма КНД-1152017) – представляется в налоговую инспекцию по месту регистрации ИП не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом.
Декларация подается один раз в год!

Как избавить себя от необходимости разбираться со всей этой отчетностью и отчислениями?

Если вам на первых порах задача разобраться с учетом и отчетностью, отчислениями и налогами кажется непосильной, стоит воспользоваться услугами бухгалтерских агентств, или приходящего ежеквартально бухгалтера для оформления и сдачи отчетности.

В качестве хорошей современной альтернативы, позволяющей работать, не вникая глубоко в дебри бухгалтерии, мы рекомендуем электронную бухгалтерскую систему Контур.Эльба, с которой Вы могли уже познакомиться, если оформляли документы на регистрацию ИП по указанной нами в начале этого раздела ссылке. Этот веб-сервис специально был разработан для малого бизнеса. Он позволяет вести налоговый учет и сдавать отчетность во все контролирующие органы, формирует все необходимые документы, включая книгу учета доходов и расходов, считает налоги и платежи, предварительно оптимизировав их, и даже готовит платежные поручения на перечисление этих платежей для вашего банка. Он же поможет вам вовремя подготовить и отправить отчетность по Интернет, своевременно напоминая о сроках подачи отчетов и перечисления платежей. Мы проанализировали существующие на рынке бухгалтерских услуг предложения, с учетом специфики работы, потребностей и финансовых возможностей наших коллег, занимающихся частной психологической практикой, и выбрали СКБ Контур в качестве рекомендованного партнера, по критериям самой низкой цены при высоком качестве сервисов, удобства, понятности и практичности.

Поскольку разработчик этой системы, крупная федеральная компания СКБ Контур, уже более 20 лет работает в сфере автоматизации и оптимизации бухгалтерии, качество обслуживания и актуальность информации у них всегда на высоте.